Главная / Новости

«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота...». Если бы стихи Агнии Барто о болтунье Лиде были созданы позднее, можно было бы предположить, что прототипом героини послужил мальчик Боря Дёмин. Каких только увлечений у него не было в детстве!

Город 92
«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота...». Если бы стихи Агнии Барто о болтунье Лиде были созданы позднее, можно было бы предположить, что прототипом героини послужил мальчик Боря Дёмин. Каких только увлечений у него не было в детстве!

Кто-то возразит, что активное детство отличало практически каждого ребёнка, родившегося в Советском Союзе. Может и так, но у многих ли активное детство перешло в активную юность и ещё более активную взрослую жизнь? Драмкружки и кружки по фото, как правило, остаются в детстве. Но только не у Бориса Дёмина, лауреата множества различных конкурсов – театральных и песенных.

Но сначала о детстве. Будучи учеником гатчинского лицея № 3, Боря вёл школьную радиопередачу, пел в хоре, и таки да, занимался в драмкружке.

Борис Дёмин:

– Это был театральный коллектив «Штрих», которым руководила Татьяна Леонидовна Арапова, выпускница театрального института. А когда она ушла в декрет, нас взял под крыло Михаил Иванович Кислов, преподаватель физики.

Ольга Алексеева, соратница Бориса по молодёжной команде КВН «Взрывной характер»:

– Мы учились с Борисом в одном лицее, с разницей в один год. Первый раз я увидела Борю в школе в спектакле «Труффальдино из Бергамо». А надо сказать, что театр я любила (и сейчас люблю) самозабвенно. Я практически росла в БДТ, поскольку мама работала в ЛИЯФе, который регулярно организовывал выезды сотрудников на спектакли. Так вот, я увидела Дёмина и обомлела: «Да он не хуже, чем Константин Райкин!»

Борис Дёмин:

– Меня много раз сравнивали с Райкиным-младшим, но меня это скорее раздражало, чем радовало. Зато помню, как на одном из театральных конкурсов, где я получил приз за лучшую мужскую роль (я играл господина Журдена в спектакле «Мещанин во дворянстве»), известный театральный критик, член жюри, сказала, что мне обязательно нужно поступать в театральный. Звучит не скромно, но всё же приведу её слова: «В вас удивительным образом совмещается драматическое и комедийное начало, я бы вас сравнила с Андреем Мироновым». Вот это была для меня высочайшая похвала. В общем, окончив школу, мы – практически все, кто занимался в «Штрихе» – отправились поступать в театральные вузы – кто в Москву, кто в Петербург. Я почему-то думал, что поступлю сразу. Но, увы, не сложилось. Наверное, нужно было пробовать поступать и на следующий год, но я решил: «Ах, так! Я вам не нужен? Значит, обойдусь без вас».

К счастью, неудача с поступлением не стала для Бориса трагедией. Его одноклассница Катя Булатова, с которой он, кстати, вместе играл в школьном театре, в этом же году поступала в педагогический институт им. Герцена и позвала с собой Бориса. Так Борис Дёмин стал студентом факультета филологии и культуры.

Борис Дёмин:

– Нисколько не жалею о том, что судьба сложилась так. Я учился в хорошем вузе по интересной специальности, параллельно играл в театре, активно участвовал в КВН и пробовал себя в роли ведущего мероприятий. Да, я не получил базового театрального образования, но знаю: то, что нам дала руководитель нашего школьного театра, дорогого стоит. И дилетантом в этой области себя не считаю. Кроме того, в те же годы я пробовал заниматься у Стеллы Яновны Петрачковой, руководившей студией сольного пения в Гатчинском Доме культуры.

Сколько я себя помню, я пою. Может быть, я не помню каких-то важных эпизодов детства, но отлично помню свою первую песню. «Крейсер Аврора» – вот что я пел на утреннике в детском саду. Никто не говорил мне: «У тебя есть голос, и ты должен учиться петь». В роду у нас все пели: бабушка, её сёстры... Господь Бог дипломов не выдаёт.

Но я, конечно, занимался. Руководителем хора в лицее была замечательная Аэлина Андреева Яновская. К сожалению, она ушла из жизни. А с концертмейстером – Михаилом Исааковичем Свойским, который сейчас живёт в Израиле, мы продолжаем общаться посредством социальных сетей.

Умение быть благодарным – очень хорошее и, к сожалению, не так часто встречающееся качество. У Бориса оно есть: он с большим уважением отзывается о людях, оставивших след его в судьбе.

Все, кто лично знаком с Борисом, знают, каким он бывает эмоциональным. Незаменимое качество для артиста. «А вот в комсомоле такие люди не нужны», – отчего-то решил одноклассник Бориса, выступивший категорически против его принятия в школьный комитет комсомола. Так и сказал: Дёмин, мол, излишне эмоционален.

Однако эмоциональность ничуть не помешала Борису после окончания вуза начать работать в комитете по молодёжной политике, который в начале 90-х естественным образом сменил городской комитет комсомола. В зону его ответственности входила организация конкурсов и фестивалей, работа с творческой молодёжью.

Что касается филологического образования, то оно, несомненно, сыграло свою роль в артистической карьере Бориса Дёмина. Он чрезвычайно придирчиво относится не только к музыке, но и к текстам песен, которые исполняет.

Борис Дёмин:

– Если мне предлагают песню с тестом, а текст по каким-то причинам мне не нравится, я прошу автора разрешения внести кое-какие изменения. Я, например, не могу петь, когда стихотворная строчка явно подогнана под музыкальную. При всём уважении к Лене Ваенге, я не могу воспринимать её песню, где она поёт, выделяя каждую гласную: «МАдАгАскаре», «рАдАвАли». Или, например, слово «тебя» в песнях часто звучит, как «тии-бя», с ударением на и. Нет, я так не могу.

Песен в репертуаре Бориса Дёмина много. И не все они, так скажем, для широкого использования. Ему часто заказывают «именные» песни различные ведомства, организации и даже муниципальные образования.

Борис Дёмин:

– Бывает, что ко мне обращаются с просьбой написать песню к какой-нибудь дате. Обычно я это делаю в соавторстве с композитором Оксаной Бражниковой. Но вот песня про Красногвардейский район Санкт-Петербурга родилась так: я написал стихи и тут же запел; ко мне пришёл друг – солист группы «Format FM», мы с ним эту песню записали, и сейчас она живёт. Вообще, у меня много песенных текстов: есть песня о Василеостровском районе, гимн «Электросиле», гимн социального работника Санкт-Петербурга... Недавно мне заказали песню о Московском районе. Наверное, из меня получился бы хороший поэт-песенник. Но должен сказать, я делаю и пою только то, что мне нравится. Если мне покажут песню, которая мне не нравится и скажут: «Выучи и спой, потому что так надо», я откажусь, даже если мне предложат деньги. Пусть её споёт кто-то другой.

Вместе с тем в репертуаре Бориса немало песен местных поэтов и композиторов – Николая Терентьева, Оксаны Бражниковой, Александра Мартынова. Такие песни Борис с удовольствием включает в свои сольные концерты.

Борис Дёмин:

– Я всегда жду, что будет полный зал, и обычно так и бывает (улыбается). Мне это очень приятно.

Борис, как любой хороший артист, понимает, насколько важно создать правильный образ. Он признаётся, что в его сценическом гардеробе нет ничего блестящего.

Борис Дёмин:

– Не люблю блестящие костюмы. Надеюсь, что во мне много другого блестящего (смеётся).

Творческих людей в городе немало, но многим ли удаётся зарабатывать на своём таланте? Часто бывает, что поэт издаёт книжку стихов на свои деньги, а потом просто раздаривает тираж близким людям. У художников в этом смысле жизнь тоже не сахар – поди продай за адекватную цену картину, над которой трудился, возможно, не один месяц. Актёры могут стабильно зарабатывать, только если числятся в штате театрального коллектива. Борис – один из немногих, кому удалось поставить свои незаурядные творческие способности на коммерческую основу: он зарабатывает как певец, как ведущий, как продюсер и организатор мероприятий, как человек, который может порекомендовать или пригласить каких-либо артистов для той иной программы. Но далеко не каждое мероприятие для Бориса – бизнес.

Борис Дёмин:

– Концертов и проектов, на которых я не зарабатываю, очень много. Я живу в этом городе, я его люблю. Что я могу ему дать? Я могу прийти и спеть. Та же «Романсиада» – назвать её коммерческим проектом было бы большим преувеличением. Организационных расходов так много, что о заработках говорить не приходиться. Но главное для меня, чтобы «Романсиада» была, главное – не лишать гатчинцев возможности услышать новые имена, которые завтра станут признанными мировыми звёздами.

В том, что «Романсиада» проходит в нашем городе – заслуга как раз Бориса Дёмина.

Борис Дёмин:

– Вообще, «Романсиада» – это международный конкурс исполнителей, который организовала заслуженный деятель искусств России Галина Сергеевна Преображенская, художественный руководитель московского «Дома романса». Однажды я поехал туда в качестве конкурсанта и взял в своей номинации первую премию. Познакомился с Галиной Сергеевной, и мы как-то сразу друг друга поняли. Я предложил: «Может быть нам организовать такой конкурс в Гатчине?» И Преображенская меня поддержала. К счастью, идею поддержала и гатчинская администрация. И вот у нас теперь есть своя «Романсиада». В октябре этого года она пройдёт уже восьмой раз.

Во многих интервью Борис Дёмин упоминает имя любимого композитора – Микаэла Таривердиева. Однажды в жизни Бориса произошло событие, которое он считает знаковым.

Борис Дёмин:

– Как-то отдел культуры отправил меня на конкурс в Сыктывкар. Я там получил премию Законодательного собрания республики Коми. Я тогда пел «Балладу о красках» Оскара Фельцмана – потрясающая песня, мне нравится её исполнять. Один из членов жюри на этом конкурсе был другом Микаэла Таривердиева. И он мне сказал: «Вы знаете, вы бы были исполнителем Мики». Я помню, что пришёл в номер и просто расплакался... Такие слова, они дают какое-то понимание: где ты и зачем.

Жизнь то и дело ставит нас перед выбором. Мысль не новая, но оттого не менее актуальная.

Если бы жизнь Бориса повернулась так, что пришлось бы выбирать – либо только петь, либо только заниматься бизнесом, какое решения он бы принял?

Борис Дёмин:

– Тут даже вопросов быть не может – я бы выбрал творчество. Речь же не идёт о том, что мне нравится петь. Петь – это для меня потребность, а голос – это и амбиция, и самовыражение, и энергия. Хочешь ты или не хочешь, эту энергию всё время надо подпитывать. Когда мне говорят: «Дёмин, у тебя голос», я отвечаю: «Нееет, это я у голоса!» Как он себя поведёт, так и буду жить я.

Юлия Колбенева

#моягатчина47

Источник: https://gatchina.life